ASO и SEO - это понятия, известные большинству специалистов сферы IT во всем мире. Если SEO (Search Engine Optimization, поисковой оптимизации) уделяется повышенное внимание, то ASO (App Store Optimization, оптимизацией для магазинов приложений) занимаются далеко не все агентства в сфере интернет-маркетинга. Более того, эти понятия часто путают, сравнивают и противопоставляют. В узких профессиональных кругах ASO описывают, как SEO для мобильных приложений. Это не совсем точное определение.
Мы, как международная группа IT компаний WebMate, неоднократно посвящали теме SEO и ASO отдельные статьи нашего блога, акцентировали на разных особенностях, описывали теорию и приводили практические примеры. Мониторинг информации из отечественных и зарубежных источников на данную тему показал, что сравнение ASO и SEO является актуальным и запутанным вопросом.
У страниц мобильных приложений есть публичный URL и хостинг, как и у любых страниц в интернете. Для Google Play он находится на google.com, а для App Store на apple.com.
Это свидетельствует о ранжировании поисковой системой Google страницы мобильных приложений по тому же принципу, как и другие, т.е. web страницы. Иными словами, при ASO оптимизации страниц для магазина мобильных приложений, происходит ее автоматическая SEO оптимизация для web-поиска.
Также с 2015 года Google может проводить индексацию мобильных приложений, как и web-сайтов.
В данной статье постараемся разобраться who is who ,остановимся на различиях и сходстве SEO и ASO, а также расскажем, какое влияние они оказывают друг на друга
Прежде, чем двигаться дальше, вспомним, что представляют собой эти два вида оптимизации.
ASOотвечает за особенности наполнения контентом и продвижение страниц мобильных приложений в поиске магазинов App Store, Google Play и других. Усилия ASO направлены на повышение их ранжирования по ключевым словам и, как результат, увеличение количества органических скачиваний.
Популярности приложений среди пользователей можно добиться благодаря внесению изменений на странице приложения. При этом большинство действий направлены на совершенствование поисковых параметров (например, оценка и интеграция ключевых слов в контент на странице приложения в заглавие, описание, имя загрузочного файла).
SEOпосвящено непосредственно сайту, повышению его ранжирования в выдаче поисковых машин Google, Yahoo и других, в соответствии с определенным запросом (ключевым словом). Действия SEO заключаются в изменении контента, «подгонке» технических параметров, организации внешних ссылок, чтобы добиться привлечения на сайт больше органических пользователей.
На первый взгляд, процессы оптимизации имеют определенное сходство, за исключением некоторых требований.
Отличительные характеристики ASO и SEO можно заметить по некоторым критериям.
Магазины приложений, с которыми имеет дело ASO, строго относятся к формату контента: в приоритете графическая оптимизация. Именно визуальная составляющая оказывает ключевое влияние на популярность приложений, число их скачиваний.
Поведение пользователей в целом, и принцип составления запросов в частности, зависят от того, где это происходит – в магазинах мобильных приложений или в web - поиске.
Положение сайта в выдаче по результатам поисковых запросов, т.е. ранжирование в магазинах мобильных приложений и в web-поиске зависят от различных факторов: внешних (off-page) и внутренних (on-page).
Что касается магазинов приложений, там тоже существует типология факторов:
off-metadata (внешние);
on-metadata (внутренние).
Сейчас заниматься оптимизацией приложений, увеличивать конверсию, гораздо удобнее благодаря появлению аналитических сервисов Google Play Analytics и другими.
С помощью ASO можно добиться расширения маркетинговой воронки. Показатели можно совершенствовать, пока потенциальные пользователи раздумывают, будут ли скачивать приложение.
Оптимизация поиска в store является ценной за счет увеличения эффективности платных кампаний. При этом эффективность растет параллельно с увеличением бюджета кампании. Иными словами, когда ASO (тесты, направленные на улучшение соотношения просмотров страницы приложения к числу загрузок) показывает рост конверсии на 5-10%, платная кампания обеспечит приложению на 5-10% пользователей больше. При чем на это не влияет объем бюджета, который для разных кампаний может отличаться даже несколькими нулями.
Совсем другая картина при SEO или анализе ключевых слов, включая изменение во всех текстовых частях (описании приложения, ключевиках, и так далее). При росте числа установок, например на 300-500/неделя, результат останется прежним. Изменений не будет при любом бюджете, направленном на платный трафик. Иными словами, прирост, полученный благодаря анализу ключевых слов, останется на уровне того же показателя.
Ключевая ценность SEO и ASO заключается в способности стимулировать скачивания.
Для магазинов мобильных приложений SEO использует актуальный объем поиска по ключевым словам, т.е. ограничена им.
Что касается ASO, то благодаря тестированию для роста конверсии, увеличивается и число скачиваний. Результат будет пропорциональным расходам на маркетинг, т.е. видимость приложения, как и конверсия увеличатся.
Увы, но добиться подобных показателей за счет SEO не получится: отсутствуют механизмы влияния на количество пользователей, которые используют поиск по ключевым словам, не предпринимая попытки поиска конкретного приложения.
Без сомнения, SEO является эффективным механизмом оптимизации, который стоит внимания, сил и средств. Однако, данный метод оптимизации больше подойдет только, как одна из составляющих общей маркетинговой стратегии. Причина в зависимости SEO от числа поисковых запросов.
С каждым годом растет количество инструментов, с помощью которых можно реализовывать ASO, что закономерно увеличивает различия между SEO и ASO.
Большинство пользователей предпочитают искать приложения такими способами:
через web-поисковую систему;
на официальных сайтах брендов.
Это говорит о возможности SEO приводить к мобильному приложению качественных пользователей, увеличивая число органических скачиваний.
Подведем итоги
SEO и ASO являются эффективными способами для достижения повышения видимости в поисковой системе. Имея много общих черт, ASO и SEO представляют два самостоятельных способа, руководствуясь разными целями и этапами их достижения.
SEO и ASO отвечают за оптимизацию на разных площадках, и, конечно, имеют ряд отличий, однако вполне могут эффективно дополнять друг друга ради общей цели – привлечения органики.
Понимать разницы между концепциями ASO и SEO поможет создавать эффективные стратегии и правильно оценивать их успешность.